Философия познания
С того с самого времени, когда человек начал осознавать себя и мир, начал тщательные поиски ответа на простой вопрос, на первый взгляд – что такое познание? Этот вопрос кажется простым только на первый взгляд. Ответ на то как человек познает и что он вообще познает точно не дан до сих пор. Ведь любой процесс, а познание в особенности имеет самое субъективное проявление, и как бы мы не пытались объяснить его ссылками на то, что познание является объективным проявлением умственной деятельности, мы должны признать тот факт, что только от самого человека исходит процесс познания.
Познание – узнавание нового; открытие; выявление – это лишь частные части огромного процесса, который начинает с представления. Еще Артур Шопенгауэр писал: «Мир мое представление; вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может возвести ее до рефлективно-отвлеченного сознания». /А. Шопенгауэр Мир как воля и представление/.
Действительно, познание неразрывно связано с субъектом. Только субъект, будь-то человек или какое другое живое существо имеет возможность познавать мир. В чем же проявляется познание? В первую очередь познание проявляется во времени и пространстве. Только во времени мы можем представить любую материю как действительность, и только в пространстве выяснить его свойства и форму. Представим себе, что всякая вещь существует вне нашего сознания. Кстати говоря, материалисты так и доказывают, что материя объективная реальность. Но если вещь (материя) объективна, таким образом, то почему же материалисты отвергают априорность существования материи. Ведь то, что существует вне нашего сознания и представления, то по Канту – они есть априори существующие вещи или «вещь в себе». Материалисты до бесконечности запутали вопрос познания, утверждением, что только опыт и эксперимент являются критериями познания. Но они даже не то, чтобы ответить, но даже и не пытаются поставить вопрос о сущности познания.
Для того, чтобы понять в чем же состоит суть познания, нам необходимо понять как же возникает этот процесс, с чего он возникает и как протекает.
Познание присуще любому живому организму. И только, человек, способен к абстрактному мышлению, благодаря которому, способен вещи понимать в понятиях. Как это происходит можно увидеть на таком простом примере. Для бабочки нет разницы между цветками, и только человек каждому цветку дает свое собственное имя и различает их по их названиям: роза, гладиолус, тюльпан, ромашка и.т.д. То же самое происходит и с другими понятиями. Пока человек не начнет думать и представлять себе, какую-либо вещь или предмет, они для него не существуют. Следовательно, процесс познания начинает с того, что человек представляет эту, вещь как вещь. И, чтобы облегчить процесс его узнавания он дает этой вещи собственное название. Ведь любой предмет только тогда становится действительностью, когда она имеет название. Дерево – есть дерево, но оно существует только в понятии. Без понятия оно было бы не деревом, а чем-то иным. То же самое относится и к таким понятиям как время и пространство.
Познавательный процесс тесно связан именно с этим понятиями. И только представление о том, что время есть отрезок между тем, что было, существует и будет, дает возможность субъекту, то есть человеку начать познавать материю, ибо материя вне времени не является материей, то есть она не существует. Другим необходимым условием познания является пространство, которое представляется как отрезок между двумя точками. Без представления времени и пространства человек практически бессилен познать мир. Однако, во времени и пространстве реализуется только форма и свойства материи, но ни как не его субстанция, то есть сущность. И как бы не стремились опытным путем добиться рассмотрения субстанции, мы этого узнать не сможем, а значит и не сможем и его узнать. Мы его можем только представлять через призму своей субъективности. Например, мы можем сказать это дуб или берез, но в такое понятие мы вкладываем только их свойства и присущие этим деревьям свойства материального порядка. Мы не можем проникнуть в их сущность, ибо сущность любой материи лежит вне времени и пространства. Чтобы увидеть субстанцию нам необходимо отречься от временного и пространственного притяжения разума и мысли; от тех ограничений, которые накладывают они на процесс познания.
Другим фактором, который необходим человеку для познания является воля. Начало познания начинается с волевого усилия нашего представления, когда человек, начинает думать о предмете и усилием воли направляет свой ум на этот предмет и пытается определить его форму и свойства. Тем самым, субъект познания накладывает на предмет (материю) не только свои представления, но и свою собственную волю. Только по воле субъекта вещь превращается в предмет исследования. И если бы мы, своей волей не начали процесс познания, то все предметы так бы и остались вне нашего познания; они бы существовали априорно как «вещь в себе», но не стали апостериорными объектами, на которые направлено наше узнавание. Именно об этом ярко и доказательно говорят Кант и Шопенгауэр.
Субъект познания – человек
Объект познания – мир
Процесс познания – представление и воля
Итог познание – стремление найти истину
Но такое упрощение может ввести в заблуждение, и вот почему. Чем больше предметов и и их свойств мы узнаем, тем больше в наших представлениях откладываются стереотипы, которые в один прекрасный день превращаются в идеологию, мировоззрение, миропонимание. Постепенно человек обрастает этим стереотипами, и по словам Фридриха Ницше становится похожим на верблюда, нагруженного всякой тяжестью и не ощущая этой тяжести бредет по пустыне сам не зная за чем. Процесс познания, который начинается с наших же представлений, создает новые представления, которые затем мы принимаем за истину, но при этом даже не догадываемся о том, что это всего лишь блики на песке от солнца; мираж, который мы принимаем за оазис, истина, которой нет.
Единственная истина, которая объективна, и которая не зависит от представления и воли человека, эта та истина, которая находится вне времени и пространства. Чтобы увидеть эту истину, необходимо (снова обращаясь к Фридриху Ницше), чтобы верблюд превратился в льва. Лев – существо свободное; он сбросил с себя оковы прежних представлений, его воля свободна и он может начать новую жизнь. «Лев должен стать ребенком» — говори мыслитель. А кто, такой ребенок? Ребенок – это человек, возрожденный к новым свершениям, к новым открытиям, избавленный от всех своих стереотипов и всех своих представлений. Для него жизнь – это открытая, чистая книга, не заполненная ничем. И только от воли самого человека, возрожденного, к новой жизни зависит, что он будет туда заносить.
Таким образом, сущность познания заключается:
Во-первых, от волевого усилия человека, когда он своей собственной волей предает предметам материальное оформление.
Во-вторых, познание не может существовать без субъекта (человека), который представляет предмет исходя из своих собственных представлений. Представление – это, то с чего, начинается познавательный процесс, это мир, который мы можем только познать, через собственное представление, во времени и пространстве. Нет ни одного предмета, который бы не существовал во времени и пространстве. Но предмет – это лишь наше представление, которому мы предаем форму и свойства, но ни как его сущность. Сущность любой материи вне времени и пространства; эта самая субстанция, которая, по мнению Платона и есть эйдосы. Познать субстанцию не возможно, но его мы можем ощутить на интуитивном уровне. Его нельзя потрогать, измерить, найти опытным путем; субстанция – это абсолют, о котором мы можем только догадываться. Эта и есть истина в последней инстанции. Это, то с чего начинается всякая материя.
В-третьих: познание создает стереотипы, которыми субъект познания заполняет недостающую пустоту во времени и в пространстве. Такое заполнение только есть отраженная истина, которая имеет, как и всякое отражение, свои свойства: она может правдивой или ложной; субъективной, относительной; иметь и другие свойства. Никое отражение не может считаться истиной, хотя для познающего субъекта оно может быть выглядеть как истина. Однако, чтобы увидеть абсолютную истину необходимо отречься от времени и пространства. Ведь только в пространстве и во времени реализуются наши представления, а следовательно, и наше познание, как представление и воля.
Мир вокруг нас такой, каким мы сами хотим его лицезреть)))