Что такое Дао…? (продолжение)
Одним из важнейших составных частей даосизма является космология. В нашем понимании, космология – это учение о Вселенной и одновременно философия природы. Разберем космологическую доктрину Лао-Цзы исходя из этого понимания.
В-первую очередь, необходимо отметить, что Лао-Цзы утверждал, что Дао в своем движении совершает бесконечный круг, и при этом не знает предела. Таким образом, Дао является единым Верховным Существом, устанавливающим миропорядок вещей и явлений. Лао-Цзы подчеркивал, что вещество – невечное и конечное, имеющее свое начало и конец, так как оно живет, подчиняясь пространству и времени. Творцом же вещества выступает Дао. Из этого вещества впоследствии рождаются множества других веществ, которые заполняют этот мир, предают ему смысл.
По учению Лао-Цзы, Дао создало единое, несложное, которое не есть еще видимое, осязаемое вещество, названное мыслителем «небытие». Из этого небытия в конечном итоге и возник весь видимый мир. «Все вещи произошли из бытия, и бытие – из небытия» — такова главная космологическая идея даосизма.
Такая трактовка возникновения Вселенной и природы вещей, сегодня находит свое отражение в современной астрофизике. Как установили ученые, наша Вселенная возникла в результате большого взрыва. «Большой взрыв» — это по сути своей и есть то «небытие», из которого и возник материальный мир.
Следующим положением, ставшим классическим в Китайской философии стала концепция «инь» и «ян». Лао-Цзы учил, что они возникли из хаоса, и посредством этих двух противоположных сил вся хаотическая масса была приведена в движение, во время которого легкое поднялось на верх, а тяжелое погрузилось вниз. Благодаря этому движению, хаотическая масса материи пришла в порядок. Достигшая порядка материя и есть вселенная со всей ее сложностью и разнообразием. Творцом всего этого выступил Дао.
Лао-Цзы считал, что материальный мир не вечен, однако небо и земля – вечны, ибо существуют не для самих себя. Таким образом, космологическая концепция Лао-Цзы органически вытекает из его учения о Дао, и входит в систему его философии.
по поводу инь и ян...
хотелось бы поинтересоваться, что Вы думаете о таком понимании: 2012god.ru/shamanizm-i-prochie-puti-serdca-kak-polnyj-tupik-duxovnogo-razvitiya/
Вот внимательно и даже с остановками прочитал предложенную вами статью. Скажу честно (и если это ваша статья — прошу принять критику с пониманием), в корне не согласен с трактованием понятий «инь» и «янь». Это не черное и белое. И не темная и светлая сторона. Такое противопоставление в корне не верно, потому что искажает саму суть концепции «инь-янь». А суть концепции сводится к следующему — «инь-янь» — это единство одной целой и недилимой субстанции, называемой Дао. Это можно представить как Луну — «инь» — это та сторона Луны, которую мы не видим, а «янь» — та, которая нам видна. Но ведь в независимости от того, видим или не видим ту или иную сторону Луны, сама Луна от этого не меняется. Так, вот «инь-янь» — это одно целое и делить их значит искажать истину.
Спасибо Вам за обстоятельный комментарий.
Нет, статья не моя, а одного довольно близкого друга. Меня она тоже в каком-то смысле «напрягла», и я не была согласна с таким подходом, главным образом потому, что я не понимала: почему нельзя развивать те же навыки работы с энергией, если изначально нам дана такая возможность? Почему это обязательно доложно привести к энергопотерям и ущербу на духовном уровне? Нам же не запрещено развивать, скажем, физическое тело. И такое развитие (физического тела) вовсе не препятствует духовному (если, разумеется, не становится самоцелью). Чем же хуже энергетические тела? Почему их нельзя тренировать, воздействуя с их помощью на материальный мир? Почему это обязательно должно приводить к падению духа? Откуда такое противостояние? Вот такие вопросы у меня в первую очередь возникли.
Правда, я их не задала лично автору (потому что примерно представляла, что он скажет), а решила узнать мнение со стороны. Спасибо Вам ещё раз.
Так все эти вопросы, которые вы поставили требуют более тщательного ответа. Они своевременны и в тоже время требует глубокого осмысления. Вы умная девушка и рад, что познакомился с вами. Что касается вопросов — то надо будет на них ответить или по крайне мере попытаться ответить исходя из философского их направления. Обезательно об этом напишу так, как мыслю сам. И спасибо вам огромное, что вы даете такой отличный материал для статей. Надеюсь, что и в дальнейшем буду получать от вас такие интересные для статей темы. Еще раз говорю вам спасибо.
Вам спасибо за статьи. Ну и конечно же, будет очень познавательно для меня лично (да и не только для меня) прочесть Ваши рассуждения на эти темы.
Тогда обязательно напишу. Ведь для написания надо не только время, но и вдохновение. И вот таким вдохновением становитесь вы. И я вам благодарен, что вы так искренне интересутесь тем, что составляет смысл моего творчества здесь.